Логическая схема деловой риторики






Логическая схема деловой риторики

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет гуманитарный

Кафедра истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД. Р.02

«Риторика»

Для специальностей: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 030301 «Психология», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Цикл дисциплин учебного плана: ОГСЭ

Компонент учебного плана: факультатив

Формы обучения: очная, заочная

Новокузнецк

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей

кафедрой .(ФИО)

(подпись)

«31» августа 2006 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета (ФИО)

(подпись)

«_12»_сентября__2006_г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Риторика»

(название дисциплины)

Для специальности

030301 «Психология»

(код и название специальности, учебного плана)

Входит в состав цикла дисциплин ФТД. Р.02

Входит в состав компонента учебного плана: факультатив

Для факультета гуманитарного

Для очной формы обучения (первый семестр)

Для группы П

Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет

Лекции ___нет__(часа) Зачет

Практические занятия ___32_(часа) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет

Самостоятельная учебная работа 28 часов

Составитель

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель

(ученая степень, звание, должность, Ф. И.О.)

Новокузнецк

   

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей

кафедрой .(ФИО)

(подпись)

«__31__» августа 2006 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета (ФИО)

(подпись)

«_12»_сентября__2006_г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Риторика»

(название дисциплины)

Для специальности

030301 «Психология»

(код и название специальности, учебного плана)

Входит в состав цикла дисциплин ФТД. Р.02

Входит в состав компонента учебного плана: ФАКУЛЬТАТИВ

Для факультета гуманитарного

Для заочной формы обучения (второй семестр)

Для групп ПЗВ, ПЗС

Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет

Лекции ___нет__(часов) Зачет

Практические занятия ____8 (часов) Курсовая работа нет

Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет

Самостоятельная учебная работа 52 (часа)

Составитель

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель

(ученая степень, звание, должность, Ф. И.О.)

Новокузнецк

   

Рабочая программа по дисциплине «Риторика» составлена на основании требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФТД. Н-Рг.) для специальности 030301 «Психология»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории

«31» августа 2006 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой __________________

/подпись/ (Ф. И.О)

Рабочая программа одобрена методической комиссии факультета

« 12 » сентября 2006 г. Протокол № 1

Председатель комиссии ______________

/подпись/ (Ф. И.О)

Содержание

1.

Пояснительная записка к программе

1.1.

Цель, задачи изучения дисциплины

1.2.

Структура курса

1.3.

Содержание программы

1.4.

Виды контрольно-обучающих заданий

1.5.

Требования к освоению дисциплины

2.

Тематический план рабочей программы

2.1.

Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения

2.2.

Учебно-тематический план рабочей программы для студентов заочного обучения

2.3.

Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)

2.4.

Терминологический минимум

2.5.

Список основной и дополнительной литературы

3.

Методические указания для студентов дневной формы обучения

3.1.

Планы практических занятий

3.2.

График организации самостоятельной работы студентов

3.3.

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы

3.4.

Тест 1 по дисциплине (см. отдельный документ)

4.

Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения

4.1.

Как работать с материалами программы? (В помощь студенту)

4.2.

График организации самостоятельной работы

4.3.

Рекомендации по контролю освоения теоретического и практического материала по дисциплине

1.1. Цель, задачи изучения дисциплины в вузе.

Предлагаемая программа предполагает формирование таких компетенций будущего специалиста, которые являются базовыми в коммуникативной и речетворческой деятельности будущего преподавателя психологии. Она включает теоретические основы общей и частной риторики, а также содержит задания и упражнения, позволяющие приобрести определенные речевые навыки.

В современном российском вузе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта целью изучения риторики студентами психологической специальности становится формирование личности и профессиональной компетентности на основе обращения к активной речетворческой деятельности.

Поэтому студенты, изучающие риторику, готовятся к владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. В преподавании риторики требуется изучение теории ("науки") с правилами построения речи, чтение и анализ образцовых текстов литературной и ораторской классики (для "подражания"), собственных систематических упражнений в написании и произнесении речей. Задачами обучения риторике студентов гуманитарного факультета в вузе являются следующие: а) воспитание представлений о создании коммуникативно совершенных текстов (на примере педагогической и деловой речи); б) формирование собственной речи как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения; в) формирование представления о закономерностях создания (изобретения), исполнения и рефлексии собственных (авторских) и иных риторических текстов на основе законов речемыслительной деятельности.

С помощью реализации настоящей программы обучаемые овладевают:

Ø  Коммуникативной компетенцией.

Ø  Осознанностью и пониманием возможностей русского слова, его стилистических и выразительных средств.

Ø  Пониманием стиля и нормы речевого поведения.

Ø  Развитыми и устойчивыми навыками, необходимыми для успешного публичного выступления.

Ø  Навыками создания различных речевых жанров, наиболее востребованных в будущей профессиональной деятельности юриста.

Курс рассчитан на 60 часов: 32 аудиторных (32 практических занятий) для студентов ДО и 8 практических занятий для студентов ЗО.

1.2. Структура курса

Обучение риторике основано на создании для обучаемых комфортных коммуникативных условий, устойчивой мотивации к проявлению инициативы у студентов выступать публично и вступать в публичное общение с отдельными людьми и аудиторией в официальной, полуофициальной и неофициальной обстановке.

На наш взгляд, целесообразно преподавание дисциплины на основе разделения ее содержания на два крупных раздела. Первый раздел позволяет познакомить студентов вуза с базовыми категориями риторики: определить основы создания высказывания, опираясь на знания о композиции, логических законов риторики, значения рационального и эмоционального в речи; познакомиться с этическими функциями текстовой профессиональной педагогической деятельности психолога; формировать знания о технической стороне речи. Вторая часть курса предполагает перенос полученных сведений в область специфической профессиональной речи. Поэтому данная методическая модель формирует знания студентов о специфике педагогической и деловой речи, умения и навыки академического красноречия с учетом знаний об адресате, интенции, речевой педагогической ситуации, а также деловой речи.

К ключевым понятиям дисциплины относятся красноречие (природная, привлекательная говорливость, привязанность к процессу говорения и умение достаточно осмысленно выступать публично в различных речевых ситуациях); ораторство (целенаправленное и осознанное публичное говорение, на активном использовании основных законов создания, исполнения и самостоятельного осмысления авторских текстов); риторика как процесс (высшая форма проявления свободного владения и умения осмысленного, эффективного и красноречивого ситуативно обусловленного публичного выступления, на основе применения всевозможных средств языка и речи и соблюдения этических законов).

Раздел I. Общие положения риторики в профессиональной деятельности.

Публичная речь как вид устной коммуникации. Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Общая и частная риторика. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей.

Исторические основы искусства речи. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в.

Логические основы ораторского искусства. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи.

Лингвистические и психологические основы ораторского искусства. Тропы и фигуры речи как экспрессивные средства публичного выступления. Речевой этикет. Основные психологические составляющие публичной речи.

Раздел II. Деловая риторика.

Деловое общение. Основные характеристики делового общения. Психологические основы делового общения. Виды делового общения. Конфликт в деловом общении. Национальные особенности делового общения.

Формы и жанры в деловой речи. Беседа. Переговоры. Презентация. Разговор по телефону.

Этические основы в деловом общении. Нравственные составляющие публичной речи. Речевой этикет.

Раздел III. Педагогическое общение.

Специфика педагогического общения. Педагогическое общение, его функции. Информационно-коммуникативная функция педагогического общения. Регуляционно-коммуникативная функция педагогического общения. Воспитательно-коммуникативная функция общения педагога.

Педагогическое говорение. Особенности педагогического говорения. Приемы подготовки устной речи.

Педагогическое слушание. Слушание как вид речевой деятельности. Функции слушания. Виды профессионального педагогического слушания. Способы и приемы профессионального педагогического слушания.

Чтение в профессиональной речи педагога. Чтение как вид речевой деятельности. Вторичные тексты в деятельности преподавателя.

Профессионально значимые педагогические жанры. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр (проблемное слово, проблемная лекция). Педагогический диалог. Обобщающая речь педагога (послесловие как заключительная речь).

1.4. Виды контрольно-обучающих заданий

В процессе освоения лекционно-практического курса риторики студенты выполняют различные виды практических и контрольных заданий:

1.  Речевые задачи: разыгрывание ситуаций общения; участие в ролевых играх.

2.  Аналитические задания: риторический анализ текстов-образцов (выявление в них образцовых и негативных признаков).

3.  Аналитико-конструктивные задания предполагают умение обучаемых редактировать негативные образцы чужих и собственных высказываний; создавать недостающие части речей различных видов текстов. Кроме того, студенты должны научиться писать различные виды конспектов по теме, уметь использовать их для ответа на теоретические вопросы по дисциплине, а также включать цитаты (чужую речь) в собственное высказывание.

4.  Творческие задания: создание и произнесение спонтанных и подготовленных речей.

5.  Аналитико-синтетические задания: (вос)создание структурно-семантических, композиционных частей текстов.

Форма итогового контролязачет (по вопросам билетов).

1.  Студент должен владеть:

·  терминологическим минимумом (ключевой терминологией), использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем);

·  теоретическим материалом по разделам тем;

·  информацией об истоках ораторского мастерства (с использованием примеров речей и указанием на их авторов, а также знаниями о биографии ораторов, специфике их риторических взглядов и новаторстве), об этапах развития ораторского искусства и специфике педагогической риторики в настоящее время, а также об особенностях деловой речи, ее адресанте и адресате, этических составляющих;

·  сведениями о назначении риторики, видах красноречия, речевой деятельности, нравственных установках коммуникантов, деловом общении как особой сфере профессиональной коммуникации;

·  знаниями об этапах создания (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция) педагогической речи; функциях педагогического общения; специфике педагогического говорения; способах и приемах профессионального педагогического слушания; роли вторичных текстов в педагогическом общении; особенностях речевых жанров педагогической речи (объяснительного монолога, педагогического диалога, обобщающей речи педагога).

2.Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:

·  анализировать высказывания различной жанровой принадлежности с точки зрения сферы употребления, ситуации общения, адресанта и адресата (определять авторство), речевой интенции, языковых особенностей, композиции, структурно-семантических особенностей, языкового выражения;

·  определять жанровую специфику деловой и педагогической профессионально значимой речи;

·  находить положительные и негативные стороны образцов деловой и педагогической речей и редактировать в соответствии с поставленными задачами;

·  демонстрировать уважительно отношение к своему собеседнику в искусственно созданных (учебных) и реальных речевых ситуациях;

·  создавать высказывания (их фрагменты) на основе знаний о структурно-композиционном и структурно-семантическом наполнении, цели, адресанте и адресате, языковой специфике речи;

·  употреблять в создаваемых текстах как типичные (клишированные) элементы (виды введений, зачинов, средствах создания основной части, виды концовок, заключений, тропы и фигуры речи, фразы-скрепы, языковые коннекторы), так и оригинальные (самостоятельно созданные);

·  демонстрировать риторические свойства голоса (полетность, чистота, помехоустойчивость, суггестивность и др.); упражнения с использованием дыхательного и речевого аппарата.

2.Тематический план рабочей программы

2.1. Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения (для группы П)

Общий объем часов - 60

Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Примечания, дополнительные указания, методические материалы, технические средства и др., необходимые для учебной работы

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (или семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Очная форма обучения

Для групп П

60

32

28

I

Раздел I. Общие положения риторики в профессиональной деятельности.

1

Публичная речь как вид устной коммуникации.

2

2

Исторические основы искусства речи

4

2

3

Логические основы ораторского искусства

6

2

4

Лингвистические и психологические основы ораторского искусства

4

II

Раздел II. Деловая риторика

5

Деловое общение

2

6

Формы и жанры в деловой речи

2

2

7

Этические основы в деловом общении

2

2

III

Раздел III. Педагогическое общение

8

Специфика педагогического общения.

2

6

9

Педагогическое говорение

2

4

10

Педагогическое слушание

2

4

11

Чтение в профессиональной речи педагога

2

4

12

Профессионально значимые педагогические жанры

2

2

2.2. Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения

Для групп ПЗВ, ПЗС

Общий объем часов – 60: 8 практических занятий, 52 часа – самостоятельная работа

I

Раздел I. Общие положения риторики в профессиональной деятельности.

1

Публичная речь как вид устной коммуникации.

-

2

2

Исторические основы искусства речи

-

2

6

3

Логические основы ораторского искусства

-

2

6

4

Лингвистические и психологические основы ораторского искусства

-

4

II

Раздел II. Деловая риторика

5

Деловое общение

-

4

6

Формы и жанры в деловой речи

-

6

7

Этические основы в деловом общении

-

4

III

Раздел III. Педагогическое общение

8

Специфика педагогического общения.

-

2

6

9

Педагогическое говорение

-

4

10

Педагогическое слушание

-

4

11

Чтение в профессиональной речи педагога

-

4

12

Профессионально значимые педагогические жанры

-

2

10

Формы контроля

Форма итогового контроля – зачет

Форма итогового контроля, предусмотренная Учебным планом специальности по данной дисциплине для дневной и заочной форм бучения, – зачет по вопросам билетов (20 билетов, 40 вопросов)

2.3. Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6






Логическая схема деловой риторики

Логическая схема деловой риторики

Логическая схема деловой риторики

Логическая схема деловой риторики

Похожие новости: